Персональный сайт педагога
Конспект по математическому развитию: «Помощники Незнайки»Задачи: -закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел; - совершенствовать умения детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале; - записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»; - совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20; - упражнять в счете в пределах 20; - закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки , ,=. - продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.
3. Методические приемы: - игровой (использование сюрпризных моментов); - наглядный (использование иллюстрации); - словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей); - поощрение, анализ занятия.
4. Дидактический наглядный материал. Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: « », « », «=»; две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10 (состав числа 10), карточка образец для сравнения второго десятка, письмо от Незнайки. Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.
Ход учебного занятия.
Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы! Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста». Воспитатель: - Поможем Незнайке? Дети: Да! (Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).
Игра «Круглый год». - Какое сейчас время года? (Весна) - Назови соседей весны. (Зима, лето) - Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май) - Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль. (Январь) - Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь) - Назови соседей зимы. (Осень, весна) - Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). - Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль). - Назови соседей лета. (Весна, осень). - Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август). - Назови все месяцы по порядку: сентябрь... (Дети передают мяч друг другу). - Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января). - А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём). - Сколько всего месяцев в году? (12) - Сколько всего времён года? (4) - Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года. Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.
Работа с раздаточным материалом. Воспитатель:- Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке. (У воспитателя карточка с цифрой 5). - Сколько взяли зайчиков? (5) - Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5) - Что любят кушать зайчики? (Морковку). - Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок). - Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5). - Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10). - Как получили число 10? Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5. Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство. (5+5=10). - Что можно сказать про количество зайчиков и морковок? Дети: - Их поровну, одинаково, по пять. Воспитатель: - Молодцы. - Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10. - Обратите внимание на дом. - Скажите, как он называется? (многоэтажный). - Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы. - Назовите № дома. (№10). - Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10. - Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5) - На каждом этаже сколько квартир? (Две). - Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх. - Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж. (1 и 9, а вместе 10). (Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10). 1 и 9, а вместе 10 2 и 8, а вместе 10 3 и 7, а вместе 10 4 и 6, а вместе 10 5 и 5, а вместе 10 - Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).
- Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет». Ноль катился по странице И не значил ничего. Рядом встала единица, Сделав Десять из него! - Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас. Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов). Физкультминутка. Раз – согнуться, разогнуться. Два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим!
Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам. - Давайте вспомним, из чего состоит задача. Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. (На доске появляется таблица). УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче). ВОПРОС (то, что нужно найти). РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос). ОТВЕТ (результат от ответа на поставленный вопрос). Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»). - А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»). - Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2). - Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке. Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке? Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички). - Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?). - Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение). - Нужно записать решение задачи. - …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2= ) - Чему равно узнаем с помощью счетных палочек. - …, сколько надо взять палочек? (8) - …, сколько надо добавить палочек к 8? (2) - Сколько стало палочек? (10) - Запишите ответ и прочитайте решение задачи. (8+2=10) - Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).
- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу. Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки? Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел). - Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?). - Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание). - Нужно записать решение задачи. - Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1= ) - Чему равно узнаем с помощью счетных палочек. - Света, сколько надо взять палочек? (9) - Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1) - Сколько осталось палочек? (8) - Запишите ответ и прочитайте решение задачи. (9-1=8) - Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров). - Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению. Работа со вторым десятком. (Дети встают перед фланелеграфом полукругом). Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20. - Саша, выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку. - Соня, посчитай обратно от 20 до 11. - Миша, найди число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. (ребенок обводит указкой десятки и единицы). - Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек). - Даша, найди число 20 и расскажи про него. (2 десятка и 0 единиц). - 2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек). - Молодцы. - А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку». - Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её. (Ребенок находит ошибку и исправляет ее. Теперь этот ребенок становится ведущим). Воспитатель: - А сейчас тихонечко займите свои места. - Перед вами у каждого карточка с двухзначными числами. Сравните эти числа с помощью арифметических знаков. (Дети выполняют задание). (По окончании дети с воспитателем проверяют по образцу правильность выполнения задания. Образец на доске). 17=17 Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке. - А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант. - Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать: 1 – вправо 3 – вниз 2 – вправо 2 – вниз 1 – влево 2 – вниз 3 – вправо 3 – вниз 1 – влево 1 – вверх 1 – влево 2 – вниз 1 – вправо 2 – вниз 2 – вправо 1 – вниз 6 – влево 1 – вверх 1 – влево 1 – вверх 1 – вправо 12 – вверх - Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? (У зайца длинные уши и маленький хвостик.) - Дорисуйте зайчику глазик. Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в зайчиков. Наденьте шапочки. (У воспитателя на столе маски зайчат). Воспитатель: - Были ребятки, а стали зайчатки. Встаньте вкруг и проговаривайте вместе со мной. - К нам сегодня в детский сад Прискакали зайчики. Полюбили очень их Девочки и мальчики. Пригласили их плясать, Дружно ножки выставлять, Присядь вправо, присядь влево, А затем кружись ты смело. И ладошки у ребят Словно листики шуршат. Воспитатель: - Молодцы. Снимите шапочки. Были зайчатки, стали ребятки.
Итог занятия. Воспитатель: - Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке. - Что же мы сегодня нового узнали? - Какие задания с вами выполняли? (ответы детей) - Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко. - А сейчас покажите, какое у вас настроение. - У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы! 20 февраля 2021 в 07:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.