Персональный сайт педагога

Мастер-класс для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктуетнеобходимость интенсивной просветительской работы по формированию унаселения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должнаначинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Вэтот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Ксожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детскихсадах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опытпользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открываетхорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей,когда они вырастают. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родителижалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или неценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Системаработы с дошкольниками по формированию финансовой грамотности черезигру позволит решить данную проблему.

Дети должны знать, что жить надо посредствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье заденьги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточноеколичество финансовых ресурсов открывают перед ними большиевозможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной,семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированыполезные финансовые привычки.

Финансовая грамотность – это качествочеловека, которое показывает степень его осведомленности в финансовыхвопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Финансовое обучениеи воспитание детей в детском саду -новое направление в дошкольнойпедагогике.

Сегодня я вас приглашаю на мастера–класс по финансовой грамотности, где мы обсудим вопросы финансовойграмотности, касающиеся детского сада.

Цель: передачаколлегам личного профессионального опыта, авторских разработок в сферетворческой и педагогической деятельности.

 

 

 

Задачи:

 

передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования. создание условий для включения всех в активную деятельность рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

 

Ход мероприятия:

Для начала мы вспомним профессии, вкоторых встречается финансовая грамотность.

(продавец, бухгалтер, кассир и т. д). С этими профессиямимы можем легко познакомить детей, используя мнемотаблицы. С использованиемпредложенной таблицы, более ярко запоминаются и усваиваются образы профессий.

А теперь, коллеги,дайте характеристику названым профессиям, используя мнемотаблицы.

А сейчас мы перейдем к основнойчасти мастер-класса, где я познакомлю вас с играми,позволяющими расширять понятия финансовой грамотности в детском саду.Для начала разделимся на 2 команды- команда «Фунтик» икоманда «Копеечка».

 

Задание№1:

На столах у вас находятся 7 конвертов с заданиями. Откройте задание подномером №1. «Продолжи предложение». На каждомстоле задание разное. Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.

1. Как вы считаете, почему родители снеохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?

А) Мы всегда учитываем их пожелания вплане покупок.

Б) Они не знают всех статей доходов ирасходов, а объяснять им долго.

В) Дети пока не зарабатывают, поэтому имрано решать, на что тратить деньги из семейного бюджета.

2. Если на отказ родителей что-то купитьребенок реагирует раздраженно, то …

А) Согласится и купить эту вещь.

Б) Нужно объяснить ребенку. что вы неможете с купить такую вещь, поскольку она дорого стоит.

В) Попробовать помочь ребенку найтидругой вариант, например, в подарок на Новый год ли день рождения.

3. Иногда в семьях, где родители немогут уделить ребенку достаточно времени- откупаются дорогими игрушками. А еслине могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…

А) удовлетворить просьбу и требованиеребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи.

Б) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснятьпричину отказа.

В) предложите ему что-либо взамен,поддержите ласковым словом, телесным контактом.

4. Если родители вовремя не объяснятребенку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то…

А) это повлияет на формирующееся миропониманиеи восприятие окружающей действительности.

Б) это может стать причиной обид,капризности, недоверия к родителям.

В) у него сложится об этом собственноемнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иномуотношению к семейным финансам.

 

Вывод: Многие родителисчитают, что дошкольный возраст, это не тот возраст где можнопрививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживаютистерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупкуигрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить какправильно выходить с данной ситуации.

 

Задание №2:

С помощью сказокмы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующие задание подназванием «Экономика в сказках», позволит намувидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильнойпокупке, профессии и т. д. Возьми задание под №2, разложите на столе картинки сизображение обложек детских книг. Я буду задавать вопросы, а вы должны найтиобложку с изображением сказки, которая соответствует описанию и дать краткоепояснение.

1.Кто из героев сказок сочетал несколько профессий:дворника, мельника, пекаря? (Колосок)

2. В какой сказке умениеделать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)

3. В какойсказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился налесть? (Колобок)

4. В какойсказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)

5. Герои какойсказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместномсуществовании? (Теремок)

6. в какихсказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.)

7. В какойсказке мастерство героя –строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).

8. В какойсказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как стариккорову продавал»)

9. В какой сказкезнание основных законов ведениясельского хозяйства помогли получить доход? (Вершки корешки).

 

Вывод: Знакомя детей с художественной литературой мы такимобразом знакомим детей с финансовой грамотностью.

 

Задание №3:

Все мы знаем,что основной вид деятельности у детей- игра.Какие сюжетно-ролевые игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей(магазин, банк, поездка в автобусе).

Назовитедва финансовых действия, с которыми мы знакомим детейв играх - магазин, театр, банк?

Ответы: (это покупка и продажа).

С каким финансовым понятием мы можем познакомитьдетей в игре «Банк»(обмен).

Открываемзадание №3 «Выполни действие».Вам необходимо обыграть следующие экономические понятия:обмен валюты в банке и покупка продуктов в магазине.

 

Вывод: Данное задание позволило увидетьэлементы финансовой грамотности всюжетно-ролевой игре. Расширяя предметным оборудование среду, нам легко будетпознакомить детей с такими понятиями как деньги, обмен, покупка, продажа. Дажечерез игру мы невольно формируем представлениедетей о финансовой грамотности,начиная уже с младшего дошкольного возраста.

 

Задание №4:

Уважаемыеколлеги, о чем идет речь?

Кто хочет свойтовар продать,

Тот с нею долженподружиться

И будут тактовар хвалить,

Что долго он незалежится.

Вы конечнодогадались, что речь идет о рекламе.

 

Для чего нужна реклама?Какие виды рекламы вы знаете? (Газетные объявления, буклеты,телереклама, радиореклама и т. д.) Сейчас вам предстоитвозможность попробовать себя в роли рекламного агента. Вам необходимо прорекламировать следующий товар: йогурти глазированный сырок.

 

Вывод: Использование игрового момента с рекламой позволяетдетям принять информацию зрительнои отобразить ее наглядно.

 

Задание №5:

Следующее нашезадание «Угадай пословицу или поговорку». Я вам буду показыватьцепочку картинок. Вам необходимо поочередно прочитать пословицу по картинке иобъяснить ее смысл.

«Деньги любят счет»«Деньги куры не клюют»«Деньги лопатой гребут»«Деньги на ветер бросать»«Копейка рубль бережет»«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

 

Вывод: Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, о ихценности, о их экономии. Использование пословиц можно вносить во все видыобразовательных областей.

 

Задание№6: Следующее задание - это экономическийкроссворд.

1. Денежныйзнак, изготовленный из металла либо другого материала, определённой формы, веса и достоинства. (Монета)

2. финансово грамотного человека они всегдапревышают расходы. (Доходы)

3. Онобязательно финансовый, может быть, какличным, так и семейным. (План)

4. Разностьмежду суммой всех личных денежных поступлений (доходов) исуммой всех личных денежных расходов за определенный промежуток времени. (Сальдо)

5. Универсальныйэквивалент обмена, служащий мерой стоимости товаров и услуг, выраженный бумажнымиили металлическими денежными знаками. (Деньги)

6. Онидостигаются при решении текущих финансовых задач(Цели)

7. Экономическиеотношения, сопровождающие движение денежных средств, связанные с формированием, распределением и использованием денежныхфондов. (Финансы).

Задание №7(подведение итогов).

Сегодня япознакомила вас с рядом игр которые вы легко можете использовать в работес финансовой грамотностью в своих группах. Но вкаких областях образовательной деятельности? На это вопрос нам поможет ответитьследующее задание. И выполним мы его все вместе (на магнитной доске расположенылисточки в виде облачков с надписью: разминка, реклама, кроссворд,сюжетно-ролевые игры, сказки, пословицы, а внизу 5 кружочков с надписью 5-тиобразовательных областей).

• Скажите в какой образовательной области можно использовать проведеннуюсегодня разминку?

• Скажите в какойобразовательной области можно использовать игру «Продолжипредложение»?

• Скажите в какойобразовательной области можно использовать сюжетно-ролевые игры?

• Скажите в какойобразовательной области можно использовать кроссворд?

• Скажите в какойобразовательной области можно использовать пословицы?

• Скажите в какойобразовательной области можно использовать рекламу?

(Маркером при ответеотмечает стрелочкой).

Коллеги посмотрите, что получилось. Каждое предложенное мной задание можнозапланировать и провести в любой образовательной деятельности. А это естьинтеграция образовательных областей, то, что диктует нам ФГОС.

Хочу подчеркнуть, чторешение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовкиребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию сдетского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо также помнить, чтосегодняшние дети – это будущее.

 

 

Рефлексия.

Какое задание оказалосьсамым трудным и почему? Какие из заданий вы планируете использовать в своей работе? Кокой итог можно подвести помастер-классу?

17 мая 2021 в 19:38

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.