Персональный сайт педагога
Проект по финансовой грамотности «Первые уроки финансовой грамотности»Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. По целевой установке: творческий. По срокам реализации: среднесрочный (февраль-март 2021) Участники проекта: педагоги, воспитанники старшей группы, родители. Актуальность проекта: Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни. Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт. Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы. На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям, законопослушности, взаимопомощи и пр. Цель проекта – формирование элементарных основ финансовой грамотности у старших дошкольников;
Задачи: Содействовать развитию основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности; содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста; совершенствовать коммуникативные качества детей; расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний; содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых; способствовать развитию умения творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий; формировать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность. Основные формы работы с детьми в процессе реализации проекта: -беседы с детьми; - чтение художественной литературы; - интегрированная ОД; - продуктивная деятельность (изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет»); - решение проблемных ситуаций; - сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность; - рассматривание коллекций денег; - просмотр фрагментов обучающих мультсериалов; - фотовыставка «Профессии наших пап и мам»; - экскурсии в Отделение Сбербанка РФ; Условия реализации проекта: - принцип интеграции образовательных областей; -активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно- эстетическую, коммуникативную; -учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей; -использование разнообразных методов и приемов работы с детьми. Методы и приёмы: - наглядный; -словесный; -практический - игровой. Формы работы с родителями по реализации проекта: - рекомендации; -анкетирование; -обогащение предметно-развивающей среды; -мастер – классы; -круглые столы; Ожидаемый результат проектной деятельности. Дети приобретают первичный финансовый опыт, умеют устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности. Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей. Педагоги разрабатывают и реализуют систему работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников. Результат: - Презентация проекта. Этапы проведения и реализации проекта: 1этап – подготовилительный: изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта; информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Первые уроки финансовой грамотности»; подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике; подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта; создание развивающей среды по теме проекта. 2 этап –основной реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. 3 этап – Заключительный: подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране финансы».
План реализации проекта: Подготовительный этап: - изучение познавательной литературы на тему «Финансовая грамотность для дошкольников»; -рекомендации для родителей. Основной этап: Беседы с детьми по теме проекта: Беседа: «Что такое деньги?» Беседа «Профессии моих родителей» Беседа «Что такое потребности?» Беседа «Семейный бюджет» Дидактические игры: «Угадай, где продается?»; «Кто трудится, кто играет»; «Конфетки и монетки»; «Миллионер»; «Какие бывают доходы»; «Все профессии важны»; «Нужные покупки»; «Что быстрее купят»; «К какому товару эта реклама»; «Кому что нужно для работы». ОД (Лепка) Тема: «Товары для игры «Магазин» Цель: закреплять понятие «товар», что его можно сделать самим. ОД (Рисование) Тема: «Копилка». Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях. Тема: «Моя будущая профессия» Цель: способствовать развитию эстетического отношения к окружающему, передавать в рисунке образ человека труда, изображая фигуры людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. ОД (Конструирование) Тема: «Мы построим магазин» Цель: закрепление конструктивных приемов построения модели игрушки, развитие поисковой деятельности, навыков моделирования по схемам. Тема: «Кошелек» (техника оригами) Цель: совершенствовать умение работать с бумагой, сгибать лист в разных направлениях. ОД «Речевое развитие» Тема: «Дом, в котором «живут» деньги» Цель: дать первоначальные представления о банке. Тема: «Доход семьи» Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия
Чтение художественной литературы: Романова А. «Чудеса в кошельке», Чуковского К. «Муха- Цокотуха». Пермяк Е. «Для чего руки нужны» Чтение сказки «Как старик корову продавал» Толстой А.Н. «Приключение Буратино или золотой ключик» Токмакова И. «Купите лук», Даль В.И. «Про мышь зубастую да, про воробья богатого»
Показ презентаций: «История возникновения денег» «Семейный бюджет» «Все работы хороши» «Деньги разных стран» Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал» «Барбоскины и реклама» «Смешарики. Азбука финансовой грамотности
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин» «Банк» «Рекламное агентство» «Парикмахерская» Заключительный этап: интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране «Финансы». Результат проекта. В конце реализации проекта у детей формируются следующие понятия и представления: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. 2. Сначала зарабатываем – потом тратим. 3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег). 4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). 5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расх в краткосрочном периоде). 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). 7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). 8. Финансы – это интересно и увлекательно!
ЛИТЕРАТУРА 1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6. 2. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823. 3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с. 4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с. 5. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с. 6. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с. 7. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с. 8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с. 9. Статья «Как в разных странах учат детей обращаться с деньгами». http://finance.bigmir.net/career/10255-Kak-v-raznyh-stranah-uchat-detej-obracshat-sja-s-den-gami 14 июня 2021 в 18:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.