Персональный сайт педагога

Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет»


 Русский язык считается одним из самыхтрудных школьных предметов.

Родители будущих первоклассников примерноза год до первого звонка начинают всерьёз задумываться о подготовке ребёнка кшколе. Принято считать, что готовность к школьному обучению определяетсяумением считать, складывать и отнимать числа в пределах десяти, читать слова послогам.

На самом деле всёгораздо  сложнее. 

           Часто взрослые удивляются и непонимают выражение: «У ребенка снижен фонематический слух». А для полноценногоусвоения звуковой структуры речи он имеет большое значение. Что же это такое?

           Фонематический слух – это способностьчеловека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающийвосприятие фонем данного звука и обладающий способностью осуществлять операцииразличения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Нарушениеже фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух(не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.Словарь ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Многие предлоги или безударные окончания слов остаются «неуловимыми».И если не обратить внимание на развитие фонематического слуха в дошкольномвозрасте, то в школе возникнут проблемы с русским языком и чтением. Важнопомнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболееинтенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива

 

Нарушен или нет фонематический слух уребенка? Как определить?

 

1.Нарушено звукопроизношение (замены и Фонематический слух —способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический смешениязвуков).

2.Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звуковогоанализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков;перестановка звуков, слогов).

3.Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционноесходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письмев смешении звуков. 

 

    Узнать, нарушен ли фонематический слух уребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий:

Дляэтого необходимо выполнить ряд заданий:

 1. Ребенок повторяет слоги парами (звукиправильно произносимые) па-ба, да-та, ка-га, па-пя, ба-бя, да-дя Если ребенокнеправильно произносит некоторые звуки, то различение их проверяется следующимобразом: взрослый произносит ряд слогов са, ша, ца, ша, ча, ша, за, жа, ша, са,ша Ребенок, услышав слог ША, хлопает в ладоши.

2.Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, норазные по смыслу. Взрослый произносит слова: Дом-том, коза-коса, пень-день,кот-год. Ребенок рассказывает о значении слов или показывает соответствующуюкартинку.

3.Взрослый произносит цепочки слов: Бак-мак-так, тень-день-пень, тук-сук-лукРебенок повторяет их.

Этопозволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но степеньразвития внимания, слуховой памяти. В результате легко определить, развит фонематическийслух у вашего ребенка или нет.

         Затруднения при выполнении заданийуказывают на снижение фонематического слуха.

       

Игры на развитие фонематического восприятия и слуха

 

«Назови первый гласный звук»

Взрослыйпроизносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку,а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).

 

«Сложи звуки»

Взрослыйпроизносит  слог или слово  по звукам, а дети проговариваютсоставленные из них слоги и слова целиком, например: м,а -«ма»; н,о,с – «нос». 

«Определи первый гласный звук»

Произноситеребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назватьэтот звук.

 

«Повтори и скажи наоборот»

Взрослыйпроговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, азатем в обратном порядке  (а, у, и – и, у, а).

 

«Зоркий глаз»

Детямпредлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых естьзаданный звук.

«Что лишнее?»

Взрослыйпроизносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок долженхлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

 

«Чистоговорки»

Взрослый начинает, аребёнок договаривает последний слог.


Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).

Фе-ве-фе - посижу я насо... (фе). 
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).


«Назовислова на звук …»

-Взрослый предлагаетребёнку придумать слова на заданный звук.

-Взрослый показывает детямкартинки и называет их,    

пропуская первый звук(…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка).

«Поймай звук»

Предложитеребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать рукувверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

 

«Подскажи последний звук»

Взрослыйпредлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся чёрноухийкотено…К).

 

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослыйпроизносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка,какой звук есть во всех этих словах.

«Весёлое название»

Взрослый предлагает ребёнкуладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённоена картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произноситзвукосочетания:                            

Баман,альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин,клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.

   

        Развитие речи, включающее умение четкопроизносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильнопостроить предложение и т. д., одна из насущных проблем для будущих школьников.

       Правильная речь – один из показателейготовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты ичтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающиенедоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми снарушениями письма и чтения. Преодоление недоразвития фонематического слухадостигается путем целенаправленной, систематической работы по коррекциизвуковой стороны речи и развития фонематического слуха.

 

14 мая 2022 в 19:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.