Персональный сайт педагога
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет»
Русский язык считается одним из самыхтрудных школьных предметов. Родители будущих первоклассников примерноза год до первого звонка начинают всерьёз задумываться о подготовке ребёнка кшколе. Принято считать, что готовность к школьному обучению определяетсяумением считать, складывать и отнимать числа в пределах десяти, читать слова послогам. На самом деле всёгораздо сложнее. Часто взрослые удивляются и непонимают выражение: «У ребенка снижен фонематический слух». А для полноценногоусвоения звуковой структуры речи он имеет большое значение. Что же это такое? Фонематический слух – это способностьчеловека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающийвосприятие фонем данного звука и обладающий способностью осуществлять операцииразличения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Нарушениеже фонематического слуха приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух(не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.Словарь ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Многие предлоги или безударные окончания слов остаются «неуловимыми».И если не обратить внимание на развитие фонематического слуха в дошкольномвозрасте, то в школе возникнут проблемы с русским языком и чтением. Важнопомнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболееинтенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива
Нарушен или нет фонематический слух уребенка? Как определить?
1.Нарушено звукопроизношение (замены и Фонематический слух —способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический смешениязвуков). 2.Нарушена звуковая структура слова, которая проявляется в ошибках звуковогоанализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков;перестановка звуков, слогов). 3.Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционноесходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письмев смешении звуков.
Узнать, нарушен ли фонематический слух уребенка, могут сами родители с помощью следующих заданий: Дляэтого необходимо выполнить ряд заданий: 1. Ребенок повторяет слоги парами (звукиправильно произносимые) па-ба, да-та, ка-га, па-пя, ба-бя, да-дя Если ребенокнеправильно произносит некоторые звуки, то различение их проверяется следующимобразом: взрослый произносит ряд слогов са, ша, ца, ша, ча, ша, за, жа, ша, са,ша Ребенок, услышав слог ША, хлопает в ладоши. 2.Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, норазные по смыслу. Взрослый произносит слова: Дом-том, коза-коса, пень-день,кот-год. Ребенок рассказывает о значении слов или показывает соответствующуюкартинку. 3.Взрослый произносит цепочки слов: Бак-мак-так, тень-день-пень, тук-сук-лукРебенок повторяет их. Этопозволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но степеньразвития внимания, слуховой памяти. В результате легко определить, развит фонематическийслух у вашего ребенка или нет. Затруднения при выполнении заданийуказывают на снижение фонематического слуха.
Игры на развитие фонематического восприятия и слуха
«Назови первый гласный звук» Взрослыйпроизносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку,а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица…).
«Сложи звуки» Взрослыйпроизносит слог или слово по звукам, а дети проговариваютсоставленные из них слоги и слова целиком, например: м,а -«ма»; н,о,с – «нос». «Определи первый гласный звук» Произноситеребёнку слова, выделяя голосом, первый гласный звук и попросите ребёнка назватьэтот звук.
«Повтори и скажи наоборот» Взрослыйпроговаривает два-три звука, а дети должны произнести их сначала в прямом, азатем в обратном порядке (а, у, и – и, у, а).
«Зоркий глаз» Детямпредлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых естьзаданный звук. «Что лишнее?» Взрослыйпроизносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок долженхлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
«Чистоговорки» Взрослый начинает, аребёнок договаривает последний слог.
Фе-ве-фе - посижу я насо... (фе).
-Взрослый предлагаетребёнку придумать слова на заданный звук. -Взрослый показывает детямкартинки и называет их, пропуская первый звук(…омашка), а ребенок произносит слово, выделяя пропущенный звук (ррромашка). «Поймай звук» Предложитеребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать рукувверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Подскажи последний звук» Взрослыйпредлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся чёрноухийкотено…К).
«Какой звук есть во всех словах?» Взрослыйпроизносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка,какой звук есть во всех этих словах. «Весёлое название» Взрослый предлагает ребёнкуладошки и хлопнуть, если он услышит правильно произнесённое слово, изображённоена картинке. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произноситзвукосочетания: Баман,альбом, витамин, клетка, паман, айбом, митанин, къетка, банан, аньбом, фитамин,клетта, банам, авьбом, виталим, тлетка.
Развитие речи, включающее умение четкопроизносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильнопостроить предложение и т. д., одна из насущных проблем для будущих школьников. Правильная речь – один из показателейготовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты ичтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающиенедоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми снарушениями письма и чтения. Преодоление недоразвития фонематического слухадостигается путем целенаправленной, систематической работы по коррекциизвуковой стороны речи и развития фонематического слуха.
14 мая 2022 в 19:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.