Персональный сайт педагога

Образовательное предложение «Чудесные капельки»

Цель: сформировать  у детей представления о некоторых свойствах воды.

Задачи:

создать условия для получения детьми знаний о свойствах воды;

дать возможность применить на практике полученные знания;

воспитывать бережное экономное отношение к воде;

Предварительная работа:  чтение сказки  «Два ручья»; рисование в технике «по - мокрому», наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море), рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе».

Средства:  магнитофон,  средства ИКТ, стаканчики по количеству детей, камешки по количеству детей, тарелочки, губки-тучки, салфетки.

Способы: беседа, сюрпризный момент, опыты,  физкультминутка, рефлексия.

Ход занятия:

В группу влетает воздушный шарик. К нему прикреплено приглашение.

Воспитатель: Ой, ребята, что это? Давайте посмотрим?

Ответы детей.

Воспитатель открепляет приглашение и читает.

Воспитатель: «Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я приглашаю вас в лабораторию «Почемучка», где вас ждут новые открытия. Ваш друг Знайка».

Ну, что, ребята, примем приглашение Знайки?

Ответы детей.

Воспитатель: тогда  устраивайтесь поудобнее, сейчас я произнесу волшебные слова и мы с вами окажемся в лаборатории Знайки.

Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

Мы научный мир откроем

О котором не забудем.

Воспитатель: ну вот мы с вами и в лаборатории, проходите, рассаживайтесь за столы.

 

(появляется Знайка на интерактивной доске)

 

 Знайка: Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыл -

Только в лабораторию я  зашел,

Сразу Капельку нашел  (показывает Капельку),

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит:

Капелька: «Дети кран закрыть забыли,

И все капельки уплыли!»

Знайка: и сказал я ей в ответ:

«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем!» (Правда, ребята)

Капелька заулыбалась

В лаборатории  осталась.

Хочет с вами поиграть, о воде всё рассказать.

Воспитатель: Ребятки, а кто из вас знает, где можно встретить воду?

Ответы детей.

Воспитатель: посмотрите на экран, и вы точно узнаете, где же встречается вода.

(чтение стихотворения  Н. Рыжовой, сопровождающиеся  показом презентации)

Воспитатель: Что мы знаем о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: ребята, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы молодцы, столько много знаете о воде. И Капелька желает познакомить вас с некоторыми её свойствами. Потому что вода – это одно из самых удивительных веществ на планете. Хотите более подробно ознакомиться с водичкой?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, а как называют людей, которые работают в лаборатории?

Ответы детей.

 

Воспитатель:  правильно, мы сейчас с вами тоже будем учеными, и будем проводить опыты с водой.

Опыт 1. «Вода – жидкость».

Воспитатель: Перед вами два стаканчика. Один пустой, а другой как вы думаете с чем? (С водой). Перелейте аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Придерживайте пустой стаканчик рукой и переливайте.

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода льётся из одного стаканчика в другой?

Ответы детей.

 

Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью. Повторите ребята вода это что – это жидкость.

Опыт 2. «Вода не имеет запаха».

 

Воспитатель: ребята, а теперь возьмите стакан с водичкой и поднесите его к вашим носикам, понюхайте воду (дети нюхают воду). Пахнет ли чем-нибудь вода.

Ответы детей.

 

Воспитатель: правильно, вода ничем не пахнет, значит она не имеет … (чего?) запаха. И мы с вами определили ещё одно свойство воды.  

Опыт 3. «Вода не имеет вкуса».

 

Воспитатель: Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус. Какая вода?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, у воды нет вкуса. Она безвкусная. И вот у нас появилось ещё одно свойство.

Опыт 4. «Вода бесцветная».

Воспитатель: ребята, мы уже узнали, что вода не имеет запаха, не имеет вкуса, а как вы считаете, какого цвета вода?

Ответы детей.

 

Воспитатель: Сейчас мы это проверим (у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой).

– Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному камешку в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?

Ответы детей.

 

Воспитатель: как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?

Ответы детей.

 

Воспитатель: Давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Физминутка: игра «Тучка».

Воспитатель: представьте, что я мама тучка, а вы мои капельки детки, выходите ко мне в кружок, пусть облако нас подружит (возьмитесь за руки), а ветерок нас закружит (кружатся).

В хоровод скорей вставайте и за мною повторяйте.

Мы будем весело шагать (шагают на месте)

И улыбаться (показывают руками на улыбку).

Руками солнышку махать (поднимаем руки вверх и машем)

И наклоняться (наклон).

Чтоб растения полить (показывают полив одной рукой)

И животных напоить (показ 2-мя руками вниз на животных).

Землю мы умоем с вами (круговые движения в стороны показываем умывание)

И вернемся к тучке маме (дети подбегают к воспитателю и обнимают её).

 Воспитатель: Как вы думаете, откуда на нас льется дождик? 

Ответы детей.

Воспитатель: а хотите узнать тайну дождя?

Ответы детей.

Воспитатель приглашает детей к столу, где стоят тарелочки с водой и губки-тучки.

Воспитатель: у нас на столе лежат губки – это будут наши тучки. Возьмите их в руку и почувствуйте, сначала тучки какие? (Сухие и лёгкие), потому что в них нет ни капельки воды. А в тарелочках у нас – реки, моря, океаны из которых тучка набирает капельки. Опускаем нашу тучку, набираем в неё водичку, тучка наполняется, а затем поднимается вверх. Посмотрите, как много капелек воды собралось в тучке и она становится какой? (Тяжелой и мокрой). И вот из тучки начинает капать дождик. А теперь ещё наберем в тучку капельки, тучка поднимается и из неё снова начинает идти дождь.

Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.  Вот так и наша Капелька попала к нам на землю.  Положите тучки на стол, вытрите руки салфеткой, подойдите, пожалуйста, всё ко мне.

 

Воспитатель:  вот и всё ребята, нам пора возвращаться, сегодня вы показали себя настоящими учеными. Молодцы! А сейчас я произнесу волшебные слова, и мы окажемся в детском саду, закрывайте глазки.

 Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? Какое задание вам показалось наиболее интересным и необычным?

 

Литература

1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 4-5 лет: практическое пособие.» -Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002, -159 с.

2.Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» -М. : ТЦ Сфера, 2010. - 192 с.

 

 

15 декабря 2022 в 19:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.